Due Diligence — данный вид услуги предоставляется как самостоятельный продукт, а также в рамках сопровождения сделок по приобретению (продаже) активов или бизнеса, привлечению инвестиций и реструктуризации бизнеса. Услуга представляет собой всестороннее исследование финансово-хозяйственной деятельности компании, а также ее положения на рынке и включает в себя:
— Операционный аудит (Operational Due Diligence);
— Финансовый и налоговый аудит (Financial and Tax Due Diligence);
— Юридический аудит (Legal Due Diligence);
— Маркетинговый анализ бизнес-среды (Market Due Diligence);
— Оценка бизнеса.
По результатам проведения процедуры Due Diligence составляется отчет о Due Diligence, позволяющий Клиенту ответить на вопросы о существующих и потенциально возможных налоговых, финансовых, правовых или рыночных рисках, связанных с функционированием данного актива или бизнеса, а также оценить их угрозу и увидеть общие пути их устранения. По специальному заданию могут быть предложены конкретные механизмы минимизации рисков или оптимизации отдельных бизнес-процессов.
Рассматривая Due Diligence как комплексный анализ внутренних и внешних взаимоотношений компании, достигаются следующие цели:
— проверка достоверности финансовой и нефинансовой информации о деятельности компании;
— проверка информации, предоставленной в инвестиционных документах;
— оценка возможности реализации существующей стратегии компании;
— оценка целесообразности проведения сделки по слиянию или поглощению компании;
— оценка возможности привлечения инвестиций и предоставления банковских кредитных продуктов;
— оценка правильности ведения документооборота на предмет его соответствия законодательству и внутренним нормам компании;
— оценка конкурентных позиций компании на рынке;
— оценка компетентности руководства компании для достижения намеченных целей;
— оценка правильности ведения и достоверности бухгалтерского учета;
— оценка корпоративной безопасности в отношении вероятности недружественного поглощения либо проверок контролирующих государственных органов;
— и иные поставленные цели.
Помимо упоминавшихся выше вариантов применения Due Diligence в российской практике все больше компаний заявляют о желании провести Due Diligence собственной деятельности, сами при этом становясь объектом исследования. Такие компании стараются работать на перспективу, понимая, что уже сам факт проведения такого анализа является хорошим знаком для потенциальных инвесторов, говоря, что менеджмент компании понимает важность открытия информации о деятельности предприятия и готов к открытому диалогу с партнерами.